И как бы это было не печально, но сказано все по делу
Не согласно только с пятым пунктом

Слабый старт в очередном сезоне КХЛ челябинского «Трактора» - пожалуй, главная неожиданность и для его болельщиков, и для всей Континентальной хоккейной лиги. Челябинский клуб спустя четверть регулярного чемпионата даже не «вписывается» в кубковую восьмерку. Slo-vo.ru попыталось разобраться, что происходит с любимцами челябинских болельщиков и проанализировать причины провального старта команды.

1. Травмы
Причина, лежащая на поверхности. Это серьезно: потерять на полтора месяца уже во втором матче сезона лидера клуба Евгения Кузнецова, затем – надежнейшего Андрея Попова и острого Лауриса Дарзиньша, который в тройке с Петри Контиолой и Андреем Костициным хоть как-то вытягивают «Трактор» из совсем позорной ситуации.
Вместе с выбывшим в последних играх из состава по (как говорят) сугубо игровым причинам Антоном Курьяновым прорехи в нападении стали таковы, что в матче против «Слована» в третьем звене играли Семён Кокуёв и Дмитрий Саюстов, которым в обычной ситуации вряд ли «светило» место выше четвертой тройки нападения, а вероятнее всего, они кочевали бы по аренам клубов ВХЛ в составе «Челмета».
Возвращение форвардов ожидается в матчах домашней серии. С ними «Трактору» будет легче. Возможно, чуть подправит ситуацию и новое приобретение – 28-летний Денис Абдуллин. Правда, экс форвард «Ак Барса», почти не игравший в этом сезоне, скорее, также берется «для глубины» состава.

2. Игровые проблемы
Были, в принципе, ожидаемы – новичков почти половина состава. Руководство клуба перед сезоном всячески подчеркивало, что в команде прежде всего новая защитная линия, а нападение осталось почти полностью прежним, и «слабее не стало».
Однако именно в слабой игре нападения, на наш взгляд, кроется корень проблем команды. Посмотрите статистику: «Трактор» в нынешнем сезоне одна из самым незабивных команд КХЛ – после 14 игр всего-то 32 шайбы. Два с копейкой гола за игру – это на шайбу меньше, чем в прошлом и позапрошлом сезонах. При этом половина всех голов команды на счету всего четырех игроков: второй тройки Дарзиньш – Контиола – Костицын и «примкнувшего» к ним Станислава Чистова.
Кроме того, челябинский клуб – команда, которая в этом сезоне бросает по воротам соперника меньше всех в лиге (!). Но не зря говорят, что лучшая защита – нападение. Если атака работает и должным образом «напрягает» команду соперника, то и защитным порядкам проще – оппоненты заняты обороной собственных рубежей. Почему форварды «Трактора» зачастую играют без ворот – вопрос сложный. Травмы и плохая игра заставили Валерия Белоусова от матча к матчу тасовать составы троек форвардов. А «кружевная» система игры мудрого наставника предполагает прежде всего хорошее взаимопонимание партнеров в нападении. Пока же Майкл Гарнетт вертится, словно белка в колесе, исправляя раз за разом многочисленные огрехи партнеров, которые выливаются в «пожар» на его пятачке. Но и его возможности небеспредельны, что проявляется все чаще.

3. Проблемы «в раздевалке»
Внутрикомандная «химия», атмосфера в раздевалке – штука, возможно, самая тонкая в командных видах спорта. Как и в любом коллективе, здесь есть формальные и неформальные лидеры – те, от кого де-факто зависит результат и атмосфера в коллективе.
В «Тракторе» в этом сезоне – новый капитан и много новичков, бОльшая часть из которых – опытные люди, знающие себе цену и место. И, похоже, пока не понимающие своей роли на площадке и в раздевалке. Точнее – рассчитывающие на большее, как и все амбициозные люди (спортсмены высокого уровня такие по определению).
В СМИ уже проскальзывали нотки недовольства некоторых («Рекорд результативности среди защитников? Я же играю в третьей паре, чья задача – отбрасываться по борту»). Кроме того, в сложных условиях пока не видно лидера, который бы взял и повел команду за собой. Капитан «Трактора» Константин Панов – мужчина, конечно, брутальный, но пока, увы, не тянет эту ношу. То ли старые травмы не дают покоя возрастному игроку, и от его былой двужильности не осталось и следа, то ли свежеподписанный контракт слишком успокоил могучего форварда. В любом случае, его игра далека от капитанской. С кого брать пример остальным?
А наиболее активные болельщики, видимо, нутром ощущая какие-то нелады, уже затягивают старую песню про «шабашников», пришедших в «Трактор» исключительно за деньгами, а не «умирать» на льду за любимый клуб. Впрочем, о деньгах – чуть ниже.

4. Селекция
На первый взгляд, межсезонье давало возможность болельщикам поводы для надежды и спокойствия: все приобретения команды вписывались в понятную логику.
Обожглись на нехватке центрфорвардов (в прошлом плей-офф из-за травм позицию закрывал защитник Нестеров) – так теперь в команде переизбыток игроков этого амплуа. Порой тренеры даже ставили в одно звено сразу трёх «центров» - Дугина, Курьянова и Попова. А еще есть Булис, Контиола, Основин...
Ушли харизматичные форварды Якуценя и Антипов? Взамен получаем не менее опытного и титулованного Антона Курьянова и яркого и острого края Дарзиньша. А вместо молодых и бойких Ничушкина и Карпова, ушедших помимо воли клуба, для глубины состава были выписаны лучшие бомбардиры крепкой «Сарыарки» (ВХЛ) Цыбин и Кокуёв, чьей задачей было драться за шанс закрепиться в КХЛ, и, работая в четвертом звене, не испортить картины.
Есть проблемы в обороне? На смену ушедшим пяти защитникам пришли также пятеро. Причем совпадало все вплоть до амплуа – на место удачно атакующих Куинта и Белова взяли одного из самых результативных игроков обороны за всю историю российского хоккея Александра Гуськова и самого результативного защитника лиги прошлого сезона Рената Мамашева, взамен «домоседов» Шинина и Разина – такой же по амплуа Бондарев и универсал Кондратьев. Вместо молодого Нестерова – такой же молодой Флягин, не только способный закрыть позицию «лимитчика» в заявке, но и припечатать соперника к борту «в стиле Катичева».
Напрягало лишь то, что бОльшая часть приглашенных в последние годы не блистала. Однако в межсезонье приобретения смотрелись не так уж плохо, и где-то даже радовали глаз – было понятно, что хочет от новичков Белоусов, и контуры игры почти просматривались. Однако сезон четко и жутко расставил все по местам: практически все новички оказались классическими «сбитыми летчиками». А Ренат Мамашев и вовсе на несколько дней стал самым высокооплачиваемым игровом Высшей хоккейной лиги. Было бы смешно, если б не было так печально…
В итоге ни одна игровая проблема «Трактора» прошлого сезона не решена. Первого звена как не было, так и нет, в обороне царит еще бОльший проходной двор, нежели годом ранее. К тому же появилась понятная несыгранность (новичков – полсостава). Отсюда и то, что имеем: команда стала не сильнее, а слабее.
Говорят, статистика – штука спорная, однако давайте сравним статистику ушедших из «Трактора» игроков и пришедших в челябинский клуб. При этом не будем учитывать уехавших в Северную Америку Ничушкина и Нестерова, и малозначимых в игровом плане новичков Флягина, Кокуёва и Валеева. Только по семерке игроков «основы», из которых четверо – защитники.
Семеро ушедших в другие клубы КХЛ (Якуценя, Карпов, Антипов, Шинин, Белов, Разин и Куинт) в этом сезоне в совокупности забросили 20 шайб и отдала 28 результативных передач (без учета матчей, прошедших в воскресенье). При этом Максим Якуценя – лучший бомбардир «Донбасса», а Дерон Куинт и Вячеслав Белов – лучшие по результативности защитники своих клубов. Лишь у Владимира Антипова в «Северстали» игра пока не очень ладится – его показатель полезности «-10».
Семерка новичков «основы» (Гуськов, Мамашев, Кондратьев, Бондарев, Флягин, Дарзиньш, Курьянов, Цыбин) заработала в сумме… пять шайб и восемь результативных передач. Общий показатель полезности – «-21» (без учета матча со «Слованом»), и был бы еще хуже, если бы не Дарзиньш со своими «+5». Комментарии излишни.
Наверное, слабую селекцию можно было бы списать на нехватку денег. Тем более, что сразу после завершения прошлого сезона на специальной пресс-конференции гендиректор клуба Владимир Кречин и главный тренер команды, мудрейший Валерий Белоусов, в голос говорили о том, как трудно будет сохранить состав, как разрывают на части игроков «Трактора» представители других клубов, сулящих хоккеистам золотые горы. Во многом на это списывался и уход некоторых лидеров – например, Дерона Куинта и Максима Якуцени.
Однако вот какая штука – платежная ведомость «Трактора» в этом сезоне выросла на 160 миллионов рублей: с без малого 720 миллионов до почти 879 миллионов. И это без учета того, что «Трактор» всерьез был намерен заполучить из «Лос-Анджелеса» Вячеслава Войнова (в частном разговоре один из действующих членов попечительского совета клуба даже называл корреспонденту slo-vo.ru примерную сумму контракта, предлагавшегося обладателю Кубка Стэнли – до 150 миллионов рублей за сезон).
Челябинский клуб по величине зарплат – шестой в лиге в этом сезоне, впереди – только финансовые клубы-монстры, за спинами которых нефтегазовые или металлургические бездонные бочки: СКА («Газпром»), «Ак Барс» («Татнефть»), «Салават Юлаев» (фонд «Урал» и «Башнефть»), ЦСКА («Роснефть»), магнитогорский «Металлург» (ММК). А значит, деньги в «Тракторе» есть, и тех же Куинта с Якуценей вполне моли удержать, если бы действительно этого хотели.
В итоге не только игровые, но и финансовые итоги межсезонья – аховые. Вместо молодых и недорогих Карпова, Нестерова, Ничушкина (контракт последнего до ухода «весил» всего 14 миллионов за два года), пришли игроки опытные, дорогие и… хуже играющие. Этот процесс, кстати, идет не первый год, что бы не говорили про нюансы переходов в другие клубы Бурдасова или, скажем, Конева. Так недолго и вовсе без своих молодых воспитанников остаться…
Вопрос остается только один: кто ответит за селекцию, приведшую к увеличению платежной ведомости на 160 миллионов рублей и в то же время - к резкому ухудшению игры команды?
Публично в «Тракторе» всегда подчеркивали единство руководства и тренерского штаба в вопросах комплектования команды. Формально за селекцию отвечают и гендиректор Владимир Кречин, и генменеджер Евгений Цыбук, источники в клубе утверждают, что ни один игрок не может быть приглашен в команду без одобрения Валерия Белоусова, который, якобы, и сам часто проявляет инициативу, прося приобрести того или иного хоккеиста, который ему уже знаком по совместной работе.
Поэтому вопрос: «кто ответит?» за деньги и игру – куда более сложен и значим. Ведь если игровые проблемы «Трактора» продолжатся или усугубятся, этим вопросом может задаться и губернатор области Михаил Юревич, всегда умевший считать деньги и спрашивать за эффективность их трат. Что перевесит – безоговорочный тренерский авторитет Валерия Белоусова, или совместная игра в хоккей с Владимиром Кречиным, также имеющего серьезный кредит доверия? И лучше бы ответ на этот вопрос выяснять не пришлось…

5. Валерий Белоусов
А вот об этом не хочется ни думать, ни тем более в это верить, но теоретически – всё может быть.
…Даже самые великие тренеры иногда теряют «чуйку» - нюх на игроков, интуицию, помогавшую в самые нужные моменты всю карьеру. Самый яркий пример – Олег Романцев в последние его годы в московском «Спартаке», когда в некогда великой команде начали появляться странные персонажи типа Огунсаньи или Канищева. В итоге великий тренер ушел из родного клуба, и после недолгой работы в «Сатурне» и «Динамо» у Романцева – длящийся уже десятилетие творческий отпуск. Пока новички Белоусова в этом сезоне напоминают скорее Огунсанью и Канищева, нежели Титова, Аленичева или Цымбаларя в их лучшие годы. Но ведь они бы вряд ли появились в команде без визы наставника, так ведь?
К тому же это межсезонье опытнейший наставник «Трактора» впервые за долгие годы провел без своего верного напарника – тренера по физподготовке Виктора Гудзика, истинные причины ухода которого так и остались тайной. Конечно, поскольку тренировочные планы (как, видимо, и содержание занятий) предсезонной подготовки были практически скопированы с прошлогодних, никаких неизвестных моментов для Белоусова и его помощников, оставшихся без профильного специалиста, не было. Однако в современном спорте все решают детали, порой - самые, на первый взгляд, незначительные…
Впрочем, чур нас, чур… Сомнений в Валерии Белоусове, его уме, опыте, знаниях нет никаких. Просто впервые за те годы, что он в «Тракторе», к его работе появились некоторые вопросы…

Послесловие
Что ждет команду дальше? Варианта развития событий всего два.
Первый – неудачи оставляют «Трактор» в покое, травмированные лидеры возвращаются на площадку, игроки к середине чемпионата наконец-то сыгрываются друг с другом, потихоньку отыгрывают упущенное и набирают форму к плей-офф, в который выходят совсем другой командой – злой, умелой и яростно мотивированной.
Второй – мы лишь на пороге начинающихся глобальных перемен в клубе. И продолжение неудач, если таковое последует, лишь ускорит эти процессы.
Команды, которая два года подряд приносила радость челябинским болельщикам, больше нет, прежней она уже не будет. Она отжила свой стандартный для любых команд в игровом виде спорта срок – три года, под конец которого выдала свой максимум – финал Кубка Гагарина.
Одни лидеры ушли из клуба, другие, и без того немолодые, стали еще старше, а третьи вот-вот покинут команду. Вы представляли себе, что будет с «Трактором», когда в нём не будет играть Евгений Кузнецов? Что же, травма форварда показала нам будущую реальность. Привыкайте, ведь Кузя в следующем сезоне точно уедет в «Вашингтон».
Так или иначе, руководству клуба придется строить новую команду. Не сейчас, так в следующем сезоне. Процесс перестройки, как водится, займёт сезон-другой (как это было после возвращения в Челябинск Валерия Белоусова). Каким будет этот другой «Трактор»? Кто будет в нем играть, кто станет им руководить, и кто – тренировать? Кто знает…

Поживем – увидим.